Большая история доконтактной профилактики (ДКП/PrEP) начинается в 2012 году, когда регулятор в США одобрил первый и пока единственный препарат для доконтактной профилактики ВИЧ-инфекции. Этим препаратом стала Truvada, комбинированный антиретровирусный препарат, который содержит тенофовир (300 мг) и эмтрицитабин (200 мг). Всемирная организация здравоохранения в том же году выпустила первые рекомендации по ДКП. Европейский союз одобрил Труваду для целей доконтактной профилактики спустя четыре года. С теми или иными показаниями, ДКП одобрена во многих развитых и развивающихся странах, и список таких стран растет с каждым годом.

Ключевые клинические исследования доконтактной профилактики, такие как HPTN 083, Partners PrEP, iPrEx IPERGAY, PROUD, VOICE 003, FEM-PrEP, TDF2, CAPRISA 004 и другие, показали ее высокую эффективность. Документированные случаи неудачи ДКП можно буквально пересчитать по пальцам. И во всех случаях или имели место быть весьма экзотические стечения обстоятельств и практиковалось крайне рискованное поведение, или же есть веские основания предполагать недостаточный уровень приверженности.

Подходы к ДКП в мире находятся в стадии поиска консенсуса, над которым работают эксперты ВОЗ, различных национальных и наднациональных профильных ассоциаций.

Во многих странах были выпущены и первые руководства. Где-то показания к ДКП шире, где-то они ограничиваются группами риска. На сегодняшний день наиболее полным и современным документом представляется проект руководства британской ассоциации BHIVA. В Российской Федерации, несмотря на всю остроту проблемы ВИЧ-инфекции, никаких подвижек в данном вопросе пока не наблюдается.

Уровень проведенных исследований и объемы полученных данных для мужчин и женщин весьма различны в пользу мужчин. Для мужчин рассматривается возможность как непрерывного приема ДКП, так и прием «по требованию». Во втором случае применяется особый режим, в зависимости от наличия контактов. Непрерывный прием у женщин формирует эффективные концентрации для защиты через 20 дней, по мнению экспертов CDC (2014), но в проекте руководства BHIVA британские эксперты, суммируя накопленные данные, уже говорят об одной неделе непрерывного режима.

Доконтактная профилактика, к сожалению, не столь проста сегодня. Нельзя в двух словах сформулировать все аспекты ДКП универсальным образом, дать обобщенные рецепты. На сегодняшний день эксперты H-Clinic настоятельно рекомендуют людям, которые рассматривают возможность доконтактной профилактики для себя, получить индивидуальные консультации, в ходе которых со специалистом будут разъяснены выгоды, риски, возможные ограничения, а также отработаны все иные нюансы применения ДКП в каждом частном случае.

Consultation version of the BHIVA/BASHH guidelines on the use of HIV pre-exposure prophylaxis (PrEP) 2017. bhiva.org.

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.

Удобное время звонка